Существуют индивидуальные особенности развития и общие нормы, разработанные педиатрами и психологами. Будем ориентироваться на нормы. Так, они предусматривают активную речь и её понимание. Активная речь — это словарный запас, который ребёнок использует, а понимание — способность узнавать предметы и явления действительности, когда о них говорят. Мама выше рассказывает нам, что сын не знает слов, но подражает и понимает. Это уже хороший признак. К тому же, малыши используют детский язык, и он не очень похож на наш.
Проверьте ребёнка:
Знает своё имя и реагирует на него. Может показать, как он плачет, поёт и танцует, если ему задать вопрос: «Как (имя ребёнка) плачет, поёт, танцует?»
Говорит на детском языке. Произносит от 2 до 10 слов.
Подражает. Способен повторять слова, интонацию взрослых и сверстников. Имитирует голоса животных, показывает руками, как летает птичка.
Выполняет простые просьбы. Понимает слова «нельзя», «принеси», «дай», «положи», «закрой», «открой».
Показывает на предметы. Узнаёт на слух названия предметов в доме. Выбирает одну из 4 игрушек и на одну из 2 картинок, если его об этом попросить.
Играет. Машет ручкой «пока-пока», играет в ладушки, в игру «ку-ку» (ладошками закрывает и открывает лицо).
Речь ребёнка развивают чтение вслух, совместные игры и общение. При этом общение полезно как со взрослыми, так и с детьми. Пусть у малыша появляются новые знакомства в кружках, на детских площадках и в детском саду, если он уже в него ходит.
Вот упражнения, которые можно делать вдвоём:
«Продолжим фразу». Повторяйте то, что говорит ребёнок и дополняйте, чтобы получилась фраза.
«Угадайка». Задавайте вопросы об окружающем мире, например: «что это?», «кто это?».
«Живые игрушки». Кормите игрушек, играйте «в больницу». Поощряйте на выбор одежды, посуды для кормления игрушки.
«В гостях у сказки». Читайте сказки, обсуждайте их, рисуйте по мотивам, проигрывайте персонажей по ролям.
Общение инициирует речь, а вот гаджеты и телевизор никак не помогают. Занимайтесь с малышом, вместо того, чтобы оставлять его одного за просмотром мультфильмов.
Хорошо, когда ребёнок знает в 1 год от 2 до 10 слов. При этом важна не сколько активная речь, сколько её понимание: способность подражать, узнавать предметы, выполнять простые просьбы. Следуйте советам по речевому развитию — играйте, читайте и обсуждайте прочитанное. Просмотр мультфильмов не помогает научиться говорить, поэтому лучше проводите время вместе. Вне дома побуждайте малыша к общению со сверстниками.